Новости
14 ноября 2017, 21:00

«Дважды захотелось подраться»: что мешает развитию туризма в Бийске

На туристическую отрасль как на один из китов развития Бийска чиновники по-прежнему возлагают большие надежды. А вот общественники с этим готовы поспорить. Вообще, когда в Бийске произносят слово «туризм», чего греха таить, большинство горько усмехается. Почему – пытались разобраться на заседании Общественной палаты Бийска.

НЕТ СПРОСА

В качестве уже имеющихся достижений Руслан Емельянов, начальник сектора маркетинга и туризма управления стратегического развития и экономики администрации города, называет тематические парки, например парк Победы или Александровский сад, развлекательно-гастрономический проект «Спортивный пельменинг», появление новых экспозиций и маршрутов обновленный тур «Бийск купеческий». Правда, бийчане по нему почти не гуляют, сетует Анатолий Цапко, заведующий историческим отделом краеведческого музея. Туры на городские экскурсии по тому же старому центру продают в основном сибирские туроператоры и турагентства, например, из Новосибирска, Томска. А вот местный турбизнес подобные предложения не интересуют. В мэрии уверены, что у самих бийчан спроса на культурную программу в рамках родного города нет. Предпочитают Горный Алтай.

Все меньше среди интересующихся историей города и школьников – казалось бы, еще недавно самой многочисленной аудитории музеев. Теперь любой подобный выезд – большая головная боль для организаторов. Требований к выводу учеников в «большой мир» столько, что проще их оставить в четырех стенах.

НЕТ ЭКСКУРСОВОДОВ

С этим тоже беда. Раньше, когда на экскурсии в Бийск привозили отдыхающих из соседней Белокурихи, о Бийске рассказывали местные историки. Сейчас агентства стали отказываться от их услуг, привозя с группой своих людей, которые о наукограде рассказывают, быть может, и задорно, но уж больно сомнительные факты. Например, в запале выдают парк Гаркавого за Ольгин сад и прочее.

– Я однажды присоединился к такой экскурсии, пока слушал экскурсовода, дважды захотелось с ним подраться, потому что информация не соответствовала действительности, – признается Руслан Емельянов . – Сегодня выгоднее держать мальчиков, девочек, которые щебечут без знания истории, а не подготовленных экскурсоводов, которым нужно больше платить.

Увы, но теряются и лучшие городские кадры. Например, едва ли кто-то из побывавших в Архиерейском подворье сможет забыть увлекательнейшие рассказы Павла Коваленко, до недавнего времени возглавлявшего музей Алтайской духовной миссии. Известно, что после определенных разногласий он вынужден был покинуть созданный им музей, находящийся в ведении Русской православной церкви.

– Нужно было приложить максимум усилий, чтобы дипломатично решить этот вопрос, – говорит член палаты Валерия Никишаева . – Павел Сергеевич – уникальный человек. Городу его уход из музея на пользу не пошел однозначно.

НЕТ РЕКЛАМЫ

И желающих пройтись по маршрутам почти нет. В краеведческом музее уверены, причина – в недостаточном освещении возможностей Бийска как туристического города. И тут же предлагают: поставьте хотя бы на Чуйском тракте хороший приметный баннер, чтобы в нем было отражено, что в Бийске можно посетить, где сфотографироваться, на какую экскурсию записаться. Даже если одни из двадцати транзитников по дороге в Горный Алтай заедет – уже хорошо.

Оказывается, в администрации уже давно готовы макеты штендеров для привлечения туристов. Но денег на их установку нет, как и на последующее обслуживание, ведь конструкции должны быть мощными, ветроустойчивыми. Чиновники поясняют: повесить простой баннер на трассе – выбросить деньги на ветер. Проезжающие на скорости и десятой доли текста не увидят. Если уж ставить, то там, где проезжающие останавливаются, например у букв «Бийск».

Впрочем, чиновники говорят, что оптимальным местом были бы «Золотые ворота», и верят, что раз уж тут пошел, как выразились на заседании, «шевележ», то и место под штендеры однажды появится, и хорошо бы за счет инвесторов. 

НЕТ МУЗЕЯ ОБОРОНКИ

На городских предприятиях такие музеи, конечно, есть. Но, во-первых, они разрозненные, а во-вторых, доступны лишь тем, кто имеет пропуск на эти самые предприятия. Не лучше ли объединить все эти экспозиции и создать единый музей на базе Бийского технологического института, а имеющимися крупными экспонатами – «Градом» (у «Сибприбормаша») или ракетой (у ФНПЦ «Алтай») дополнить более удобные для всех бийчан места, например парк Победы.

– Мне не нравится, когда всю историю города сводят к религии, – говорит Сергей Сысолятин , директор Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН. – При том, что у нас нет ни одного музея о развитии науки в Бийске. Но по поводу того, что у каждого предприятия свой музей – мы живем не при социализме. Кто платит, тот и заказывает музыку и вправе привлечь своего специалиста.

Последние слова относились к упрекам членов Общественной палаты по поводу размещения столь большого числа объектов в Александровском саду «Сибприбормаша», а не передачи их городу для установки в центре…

НЕТ «ВОРОТ»

Наконец, так и не реализован проект «Золотые ворота Алтая» – автотуркластер, вошедший изначально в программу развития туризма еще в 2010 году наряду с белокурихинскими проектами. К 2017 году площадка для потенциальных инвесторов готова: сюда подведены тепло, вода, канализация, газ, есть подстанции для потребителей и газовая котельная. На бумагах есть и инвесторы. Правда, пока предполагаемые проекты – не конкретно туристического направления: торгово-развлекательный центр, автокомплекс (уже прекративший свою работу). Остановлено строительство и комплекса «Горная страна» из отеля, кафе и мини-зоопарка – здесь ограничились фундаментом. В перспективе администрация Бийска видит здесь еще и аутлет вилладж – «деревеньку скидок» – специальные торговые площадки, где будут проходить только распродажи. Однако пока глазу простого обывателя кроме чистого поля тут ничего не видно.

В тему

СТОЛЫ ВМЕСТО КРОВАТЕЙ

В связи с отсутствием клиентов бийские гостиницы перестраивают номера под офисы и сдают их в аренду.

Поток так называемых деловых туристов в Бийске заметно сокращается. Причина известна: финансовая нестабильность предприятий, а значит, и их партнеров, приезжающих в город, становится все меньше. И это на фоне роста туристов вообще – в среднем на 10–12 % в год. Но структура туристов меняется. По словам Руслана Емельянова, начальника сектора туризма и маркетинга города, только за первое полугодие в городе побывало почти 130 тысяч гостей, при том, что в прошлом году было 160 тысяч человек.

Однако в бийских гостиницах нехватка гостей ощущается. Сегодня в городе на рынке услуг размещения работает 17 предприятий – от крупных гостиниц на полторы сотни номеров до мини-отелей. Именно большие гостиницы особенно страдают от отсутствия клиентов, значительную часть которых всегда составляли командировочные, и теперь вынуждены перестраивать часть своих номеров под офисы и сдавать их в аренду.

Текст: Наталья Каршева. Фото: Екатерина Егорова
comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg